Цифровое воздушное движение на Кавказе: как правильно запустить беспилотник
Северная Осетия стала местом притяжения для тысяч туристов. Живописные виды гор, исторические и культурные памятники, достопримечательности Владикавказа приковывают взоры отдыхающих и становятся источником вдохновения для многих людей, занимающихся аэрофотосъемкой с помощью беспилотников. Здесь же дроны эксплуатируются в целях мониторинга состояния линий электропередач, ГЭС, инфраструктурных объектов, наблюдения за сельхозугодьями, а также для осуществления поисково-спасательных операций. Зарождается беспилотное воздушное движение, а вместе с ним и новые требования к безопасности использования воздушного пространства, где наряду с пилотируемой авиацией (вертолетами и самолетами) летают дроны.
По данным Росавиации, на сегодняшний день в РФ зарегистрировано свыше 35,5 тысяч дронов гражданского пользования. Для обеспечения безопасности их полетов в общем воздушном пространстве в России разработана и запущена в тестовую эксплуатацию первая отечественная цифровая платформа «Небосвод». Пользователи беспилотников регистрируются в ней и получают информацию о зонах ограничения полетов, оформляют заявки на получение разрешений в уполномоченных органах, а также отслеживают границы выделенных для них зон полетов.
«Чтобы совершить полет, недостаточно просто запустить свой беспилотник. Согласно действующему законодательству, все беспилотники весом более 250 грамм подлежат обязательной регистрации в Федеральном агентстве воздушного транспорта (Росавиация). Далее необходимо получить согласование на полет. Это различные инстанции, в зависимости от местности, где планируется выполнение полета. В Северной Осетии это и зональный центр единой системы организации воздушного движения (ЗЦ ЕС ОрВД), и местные власти, если полет планируется в городе. Большая часть территорий в горной местности требует также согласования планов полетов с пограничным управлением ФСБ России по РСО-Алания, а также другими силовыми ведомствами. Обывателю сложно с этим разобраться самостоятельно, поэтому нами разработана цифровая облачная платформа «Небосвод», – рассказ Алексей Хрипунов, генеральный директор научно-исследовательского центра «Аэроскрипт» (разработчик общенациональной платформы «Небосвод», Санкт-Петербург).
На портале skyarc.ru внешний пилот получает всю необходимую информацию для полета: где и в как можно летать, актуальная метеосводка, где, с кем и в каком порядке полет нужно согласовывать. Через платформу также подается план полета, система разошлет документы в ведомства и сообщит пользователю о согласовании (или несогласовании) его полета.
«Кавказ и, в частности, Северная Осетия – сложный с точки зрения аэронавигации регион. Здесь много ограничений по использованию воздушного пространства, поэтому принципиально важно соблюдать правила полетов беспилотников для обеспечения безопасности в небе. Кроме того, летая по незнанию без разрешения в зоне ограничения полетов, например, в приграничной – это многие курортные места в горах: Фиагдонское, Кармадонское, Алагирское ущелья, национальный парк «Алания», можно заработать крупные штрафы. До 50 тысяч рублей для физлиц и до 500 тысяч рублей для юридических. Чтобы избежать это, необходимо получить дополнительное согласование от ФСБ. Детали обо всех зонах можно также просмотреть в «Небосводе», – пояснил А. Хрипунов.
Научно-исследовательский центр «Аэроскрипт» — это инновационная компания, объединившая экспертизу инженеров в области аэронавигации и IT-специалистов в создании технологий для организации безопасного беспилотного воздушного движения, в том числе в населенных пунктах для повышения городской аэромобильности.
Команда радиоинженеров «Аэроскрипт» – новаторы в области разработки и сертификации бортовой аппаратуры и наземных систем управления воздушным движением (УВД). А программисты научно-исследовательского центра имеют многолетний опыт разработки программного обеспечения критических аэронавигационных систем в широком спектре направлений.