Политическая конкурентность — в числе базовых принципов демократии
В Общественной палате Северной Осетии состоялось обсуждение доклада Фонда исследований проблем демократии «Политическая конкуренция на выборах: проблемы и подходы решения».
Ранее на площадке ТАСС доклад на эту тему представил председатель Координационного совета по общественному контролю за голосованием при Общественной палате РФ Максим Григорьев.
В режиме онлайн к дискуссии присоединились члены Общественной палаты Северной Осетии, члены регионального оперативного штаба по наблюдению за выборами и муниципальных штабов, представители СМИ и гражданского общества.
Из доклада Фонда исследований проблем демократии следует, что политическая конкуренция в России, которая является неотъемлемой частью демократического процесса, имеет неуклонную тенденцию к возрастанию. Проанализировав выборы на муниципальном, на региональном уровне, выборы высших должностных лиц, выборы в законодательное собрание регионов, авторы доклада показывают, что политическая конкуренция возрастает и, очевидно, что такими же будут и предстоящие выборы в Государственную Думу.
Конкуренция растет на муниципальном уровне, что проявляется в увеличении количества выдвинутых и зарегистрированных кандидатов. В качестве примера в докладе приводится сравнение ситуации на выборах глав муниципалитетов за 2020 и 2021 годы. Так, например, в первые месяцы 2020 года количество выдвинувшихся на выборы глав муниципальных образований составило 183 человека, а в первые месяцы 2021 года – 369; на выборах губернаторов в 2019 году в 16 регионах было 163 кандидата, а на предыдущих выборах – всего 119. Авторы доклада также считают, что изменилось и отношение избирательных комиссий к кандидатам, которые стали гораздо быстрее и качественнее рассматривать документы, в результате стало меньше отказов в регистрации.
Показательна также ситуация с зарегистрированными партийными списками. В 2020 году в 11 регионах было зарегистрировано 93 списка, 33 были отклонены. При этом на прошлых выборах эти показатели составляли 88 и 52.
В целом партийную систему в России авторы доклада делят на четыре лиги. К высшей лиге относятся четыре партии, представленные в Государственной Думе. В первой лиге — 10 партий, которые имеют фракции в заксобраниях регионов и право не собирать подписи на выборах в Госдуму. Вторая лига — партии, не показавшие результат на выборах в регионах и освобожденные на региональном уровне от сбора подписей. Последняя, третья лига включает в себя партии, которые не достигли успеха даже на региональном уровне, но выполнили условия сохранения партийного статуса, а именно — принимали участие в выборах.
В русле тенденций высокой конкурентности на выборах идут электоральные процессы и в Республике Северная Осетия-Алания.
«Гражданское общество хочет видеть реальную конкуренцию за голоса избирателей», — считает председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова. По ее мнению, нынешняя кампания по выборам депутатов Государственной Думы, бесспорно, будет конкурентной и интересной.
«Мы видим наряду с известными, порой неизменными участниками выборов, и новые лица. Это — писатель Захар Прилепин, главный врач «Коммунарки» Денис Проценко, детский омбудсмен Анна Кузнецова. Радует, что в партийных списках — яркие представители общественных организаций, волонтеры, добровольцы. Они заслужили это право своей гражданской позицией и конкретными делами в борьбе с пандемией. Справедливо, что представители волонтерского корпуса, врачи, пополнили списки партий. Это — ответ на запрос гражданского общества о конкуренции за голоса избирателей. Предстоящая борьба за избирателя поможет выявить содержательных, результативных кандидатов в депутаты, определить, есть ли у них нужный уровень компетенций, знание своего региона, города или села, умение предложить конкретные меры решения задач«, — считает Нина Чиплакова.
По мнению члена Общественной палаты Северной Осетии, профессора СОГУ, директора Института истории и археологии РСО-А Руслана Бзарова, доклад о политической конкуренции на выборах убедительно и ярко показывает один из важнейших профилей политико-правовой системы современной Российской Федерации.
«Политическая конкурентность — в числе базовых принципов демократии. Именно этот принцип служил показательным измерителем демократизации политического устройства нашей страны на всех этапах ее постсоветской истории. В последнее десятилетие рост политической конкурентности на выборах всех уровней происходит постоянно. Можно говорить не только о стабильном росте конкурентности на российских выборах, но и о представленности в выборных органах и на выборных должностях практически всех слоев российского населения. Очень важно, что процесс роста конкурентности охватывает все регионы Российской Федерации. И положение в Республике Северная Осетия-Алания — один из примеров такого развития электоральной среды. В непосредственной связи с представленными в докладе объективными показателями находится и поступательное развитие правовой и технологической базы выборов. Можно надеяться, что высокий уровень демократической конкурентности вместе со всеми прочими условиями и достижениями выборной системы России послужит гарантией успешных выборов в Госдуму, которые пройдут в единый день голосования 19 сентября 2021 года», — отметил в ходе дискуссии руководитель группы разбора регионального Общественного штаба по контролю за выборами, председатель комиссии по вопросам культурного и духовного наследия, образования и науки, межнациональных и межрелигиозных отношений Общественной палаты Северной Осетии Руслан Бзаров.
13 июля истек срок подачи списков в Центризбирком для партий, решивших побороться за места в Госдуме. Таких оказалось 15 из 32, имеющих право на участие в выборах. Все они в срок подали документы, ЦИК уже заверил восемь партийных списков и семь списков кандидатов по одномандатным округам.Можно говорить о том, что конкуренция на выборах в Госдуму составит около 8 кандидатов на одно место в одномандатных избирательных округах. По федеральным спискам конкурс на место может составить более 10 кандидатов.
«Высокая конкурентность на выборах – не случайность. Этому способствовали конкретные шаги со стороны государства. В частности, законодательные меры, которые исключают возможность формирования однопартийного парламента, снижают роль и влияние денежного фактора, запрещают предвыборную агитацию органами власти, предусматривают равный доступ к средствам массовой информации. Насколько все они будут реализованы во многом зависит от нас – общественных наблюдателей. Нам предстоит обеспечить независимое наблюдение за всеми электоральными процессами, неукоснительное следование букве закона как кандидатами, так и избирателями. Это крайне важно для всех сторон. И мы в полной мере готовы к работе, ведь речь идет о будущем России», — отметила руководитель регионального Общественного штаба по контролю за выборами, председатель комиссии по социальной политике, здравоохранению, трудовым отношениям и качеству жизни граждан Общественной палаты РСО-А Ирина Дзгоева.
«Полагаю, что высокая конкурентность выборов поможет избирателю определиться, сделать свой выбор, найти платформу, отвечающую его запросам и ожиданиям. Отмечу, что количество важно, но главное — качество. Во власти нужны достойные люди, понимающие, что такое законотворческий процесс. Чтобы они писали те законы, которые действительно нужны людям. А открытость и легитимность возможны только благодаря здоровой конкуренции», — считает руководитель регионального отделения Союза промышленников и предпринимателей, заместитель председателя Общественной палаты РСО –Алания Юрий Бирагов.
В феврале текущего года в Северной Осетии создан республиканский Общественный штаб по контролю и наблюдению за выборами депутатов Государственной Думы и в органы местного самоуправления, сформирован пул региональных экспертов, активно осуществляется взаимодействие с Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг».
На основе соглашений о сотрудничестве с политическими партиями и общественными организациями, в Северной Осетии подготовлено более одной тысячи общественных наблюдателей. На сегодняшний день список региональных отделений политических партий, зарегистрированных Управлением Министерства юстиции РФ по РСО-Алания, насчитывает 27 партий. В его составе «Единая Россия», КПРФ, ЛДПР, Патриоты России, «Справедливая Россия –Патриоты – За правду», Партия Роста, Родина, Яблоко и другие. Имеют право принимать участие в выборах и референдумах в соответствии с ФЗ №95 «О политических партиях» 25 региональных отделений политических партий.
«Таким образом, каждая из этого внушительного числа партий вправе конкурировать за депутатские места в Госдуму и в органы местного самоуправления. Выбор – за избирателем, а беспристрастный общественный контроль предстоит обеспечить гражданскому обществу в лице его наблюдателей от общественных палат, экспертного сообщества. Главное, в Российской Федерации сформирована система общественного наблюдения. И это — ключевой залог легитимности предстоящей выборной кампании. Наши общественные наблюдатели прошли практическую школу наблюдения на выборах Президента РФ в 2018 году, в ходе общероссийского голосования по поправкам в Конституцию России в 2020 году в непростых условиях распространения новой коронавирусной инфекции. Поэтому они осознанно настроены на качественное исполнение своего долга — защиту чистоты и прозрачности выборов, соблюдение законности на всех этапах электорального процесса«, — заключила председатель Общественной палаты Северной Осетии Нина Чиплакова.
Эксперты обсудили также проблему противодействия фейковой информации, вопросы информационного обеспечения работы наблюдателей, взаимодействия общественных штабов с представителями СМИ и блогерами. В рамках соглашения с региональным отделением Союза журналистов России налажено взаимодействие с ключевыми СМИ республики, сформирован общественный экспертный пул, который регулярно участвует в информационной кампании, в том числе на федеральных экспертных площадках.
Участники обсуждения были едины в убеждении о необходимости вести мониторинг всех стадий избирательного процесса и следить за соблюдением равных условий для всех участников избирательного процесса.
Общественный штаб по контролю за выборами в Северной Осетии тесно сотрудничает с некоммерческими организациями. Соглашения о сотрудничестве в независимом наблюдении за выборами заключены более чем с 15 НКО. Среди них — региональные отделения движения «Волонтеры Победы», Союза женщин России, Ассоциации медицинских работников и другие. Кроме того, между Общественным штабом по контролю за выборами и региональным отделением движения «Волонтеры-медики» есть договоренность о взаимодействии в обеспечении эпидемиологической безопасности на избирательных участках.
Между тем, 13 июля завершился прием документов от кандидатов, выдвигаемых в порядке самовыдвижения на выборы депутатов Государственной Думы восьмого созыва по Северо-Осетинскому одномандатному избирательному округу №25. Документы представили два кандидата-самовыдвиженца — Алексей Хазбиевич Мсоев и Марат Рузвельтович Джиоев. Для кандидатов, выдвинувших свою кандидатуру в порядке самовыдвижения, и кандидатов, выдвигаемых от партий, не освобожденных от сбора подписей избирателей, необходимо к регистрации представить не менее 15538 достоверных и действительных подписей, собранных среди избирателей в границах Северо-Осетинского одномандатного избирательного округа №25.
Зарегистрированы и первые кандидаты от политических партий: Сослан Бестаев (ЛДПР) и Алан Макаев (КПРФ). Сбор подписей в поддержку этих кандидатов не требуется, так как партии входят в утвержденный ЦИК России список из 14 партий, которые могут принять участие в выборах без этой процедуры. Регистрация кандидатов от политических партий продолжится до 24.00 часов 23 июля 2021 года.