Махарбек Туганов и Борис Галаев: творческий союз гениев осетинской земли
«Содружество гениев» – так называется выставка, проходившая в сентябре во Владикавказе.
И, действительно, содружество гениев удивительным образом соединившихся в 1931 году в далеком от родных мест Сталинире (ныне Цхинвал), позволило появиться первой осетинской музыкальной драме «Нарты Батрадз», в пяти действиях с прологом, в тяжелые годы Великой Отечественной войны. Это был результат долгой, планомерной и самоотверженной работы двух талантливых осетин из далёких дигорских краев на ниве изобразительного и музыкального искусства.
Махарбек Туганов – знаменитый советский осетинский художник-живописец, иллюстратор и график, педагог изобразительного искусства. Народный художник Северо-Осетинской АССР и заслуженный деятель искусств Грузинской ССР. Махарбек Сафарович был учеником самого Ильи Репина. В честь гениального художника был назван Северо-Осетинский Художественный музей г.Владикавказа, где хранятся картины мастера. Произведения Махарбека Туганова посвящены исторической тематике, героическому осетинскому нартскому эпосу. Свое вдохновение художник нашел на Юге осетинской земли, там же познакомился с талантливым осетинским композитором, дирижером, основателем Государственного ансамбля песни и танца Южной Осетии «Симд» Борисом Галаевым.
Борис Галаев – первый осетинский профессиональный композитор. Основатель композиторской и музыкальной школы Юго-Осетии. В 1936 году Борис Александрович создал Юго-Осетинский Государственный ансамбль песни и танца «Симд». Руководил народным хором, а также театральным и духовым оркестрами, автор музыки к кинофильмам «Фатима» и «Советская Осетия», театральной музыки, произведений для духового оркестра, а также аранжировок мелодий осетинских народных плясок для фортепиано и обработок осетинских народных песен хора с сопровождением народных музыкальных инструментов.
Встреча в 1931 году в Цхинвале очень обрадовала Бориса Галаева и Махарбека Туганова, хотя знакомы они были задолго до этого. Первый раз их представили друг другу еще в 1904 году, на одном из праздничных вечеров в Петербургском землячестве студентов Северного Кавказа, последний раз они встречались в 1925 году в Баку, встретившись в третий раз, они поняли, что их дружественный союз должен перейти в творческий.
По прошествии лет, можно смело говорить, что опера «Нарты Батрадз» – жемчужина композиторского наследия Галаева, его дирижерской работы, наставнической, просветительской, мощной организаторской деятельности. Для Туганова «Нарты Батрадз» стал вершиной мастерства в декораторском искусстве, в искусстве иллюстрации нартского эпоса.
Постановка вошла в историю советского искусства, спустя 20 лет была включена в «Словарь опер» Григория Бернандта, Театральную и Советскую энциклопедии.
Премьера состоялась на сцене Юго-Осетинского театра имени Коста Хетагурова «в канун – как писал артист оркестра В. Сухоруков на нотах своей партии-, 2-го года начала Великой Отечественной войны», в июне 1942 года, и была исполнена 5 раз.
На выставке представлено около 40 раритетных экспонатов из фондов Дома-Музея Галати. Среди них такие раритеты, как партитура Бориса Галаева, партии оркестра, текст либретто, музыкальный план, Программа, оформление которой напрямую коррелирует с книгой «Нарта».
Открытием выставки, несомненно, стали 13 работ Туганова в увеличенных печатных копиях с указанием размеров исходников. 8 работ из 13 были обнаружены всего год назад в обширном архиве Галаева, сохраненном племянницей композитора З. Тибиловой – Габараевой.
Еще шедевр – дружеский шарж Туганова на Галаева «В 12 часов по ночам…», где Борис Галати – демиург фантастической постановки, в дождь, глубокой ночью возвращается с репетиции. Кроме того, на выставке представлены редчайшие фотографии сцен оперного действа из архива Н.Чабиевой, и фото великих наставников вместе со своими учениками, письма Григория Бернандта и Бориса Штейнпресса к Галаеву, сами оперные справочники, рецензии и другие раритетные материалы.
Выставка 2022 года – совместный проект Фонда Галати с Союзом композиторов и Управлением культуры г.Владикавказа, – продолжение работы по исследованию наследия композитора. За организацией выставки стоит колоссальный труд ее организаторов – и лично Лианы Гаглойтэ и Андрея Габараева – руководителей Свердловского общества осетинской культуры и Фонда культуры им. Аслан-Гирея (Бориса) Галати, Дома-Музея Бориса Галаева в Цхинвале.
Во время проведения выставки стала известно, что Маэстро Валерий Гергиев заинтересовался материалами исторической постановки «Нарты Батрадз» и планирует организовать ее реконструкцию, что, безусловно, станет ярчайшим музыкальным событием.
В заключение, хочется вспомнить завет величайшего Коста Хетагурова: «Тогда лишь в будущность народы я поверю, кода он гения оценит своего».
Всегда ценить гениев своего народа – благородная задача, будем стараться ее выполнять!