Алания – Осетия – одна из древнейших колыбелей христианства
Аланское царство — средневековое ираноязычное государство, оставившее после себя много вопросов для историков. Но одно известно точно: аланы стали первыми христианами на Северном Кавказе. Аланское царство «крестилось» даже раньше Руси — и именно эту дату отмечают в этом году в Северной Осетии.
Главный регион обитания алан с первых веков нашей эры – равнины и предгорья Северного Кавказа, между верховьями Кубани и Терека. Средневековое царство занимало территорию от современного Пятигорска – на Западе, до Северного Дагестана – на Востоке, от Краснодарского края – на севере и до Южной Осетии. Эта территория в греко-византийских и иных источниках получила название «Алания», здесь и формировался современный осетинский народ.
В начале X века в Аланию из Византии прибывают первые христианские миссионеры. В это время Аланское царство – достаточно мощное и развитое, союза с ним ищут многие народы и страны, и, как считают ученые-историки, к X веку предки современных осетин «созрели» для принятия новой монотеистической религии.
Массовое крещение алан проходило в Нижне-Архызском городище (близ современной станицы Зеленчукской Карачаево-Черкесской Республики). Таинство совершалось в трех аланских храмах: Северный храм (Святого великомученика и Победоносца Георгия), Средний храм (Пресвятой Троицы), Южный храм (пророка Илии). Стоит отметить, что эти три аланских храма (IХ–Х веков), сохранившиеся до наших дней, являются древнейшими христианскими храмами на территории России.
Также крещение многих алан совершалось в проточной воде. Это река Большой Зеленчук, протекающая между древнейшими нижне-архызскими храмами и наскальным аланским образом Иисуса Христа.
Христианизация Алании происходит сравнительно быстро: абсолютно все источники с XI до XV века говорят об аланах как о христианском народе. Но это не означает, что все стали христианами — археологи фиксируют мусульманское меньшинство, а часть населения продолжило исповедовать дохристианскую религию, однако специалистам о ней почти ничего неизвестно.
Крещение Алании стало грандиозным по своему масштабу событием в социально-политическом, экономическом, культурном смыслах. Наладились торговые связи с Византией – теперь через Аланское царство товары шли как на Передний Восток, так и на черноморское побережье. Алания стала полноправной частью восточно-христианской цивилизации.
Согласно историко-археологическим материалам, период XI – XII веков можно назвать «золотым веком» в истории Алании. Аланы приобрели политический суверенитет, значительно выросла военная мощь. Внутренняя готовность алан принять христианство как государственную религию совместилась с благоприятной политической обстановкой. Византия видела в Алании единственного крепкого и надежного союзника на Кавказе.
Неоценимый вклад в укрепление христианства в Осетии оказала святая благоверная царица Тамара, царствовавшая в Грузии в конце XII – начале XIII столетия.
Будучи потомком знаменитого осетинского царя Худана царица Тамара основала в Алании женский монастырь, до конца дней опекала его, учила осетинских монахинь разным наукам. Прочитанные ею греческие и грузинские книги она переводила на осетинский язык.
Однако в конце ХIII века монастырь был разрушен монголо-татарами. Полчища Чингисхана и Тамерлана безжалостно истребляли аланское духовенство, рушили храмы и монастыри. В результате монголо-татарского нашествия Аланское царство прекратило свое существование.
В ХVIII веке наступает эпоха сближения Осетии с единоверной Россией.
В 1745 году Осетинская русская православная духовная комиссия во главе с архимандритом Пахомием прибыла в Осетию. Новое крещение ознаменовало духовное пробуждение Осетии.
С добровольным вхождением в состав России начинает возрождаться осетинская нация, и на земле древних аланов пламенный светоч христианства возгорается с новой силой.
В 2022 году Северная Осетия отмечает 1100-летие Крещения Алании.
Пройдя нелегкий исторический путь длиной в столетия – путь крушения государственности, физического истребления, горестей и бедствий – благодаря несгибаемой вере в учение Христа, потомкам великих аланов удалось сохранить свое вероисповедание и тысячу лет спустя.
Пусть свет православия не погаснет на осетинской земле!
Екатерина Лисица
Материал основан на исторических источниках:
Кузнецов В. А. Алания в X—XIII вв.
Калоев Б. А. Осетины: Историко-этнографическое исследование.