В «Национальном музее Республики Северная Осетия-Алания», в рамках реализации Национального проекта «Культура» состоится вернисаж выставки ГБУ РД «Музей истории мировых культур и религий» г. Дербент «Десять строк. Автор всем известен»
Дагестан издревле был не только многоязычной, но и много конфессиональной территорией. Законы терпимости и взаимоуважения, доброго соседства – неписанные законы для его народов. Особое место в этом ряду занимает древний город Дербент, где вот уже более 5 тысяч лет живут иудеи, христиане, мусульмане, соблюдая вечные наставления. Именно здесь отчетливо понимаешь, что «Бог – един», как едино и цельно, все сотворенное им.
Этот постулат лег в основу миссии Музея мировых культур и религий г. Дербент, демонстрируя закон единства и многообразия в своих многочисленных проектах – «Открытые храмы», «Сакральный атрибут», «Нить времен» и др. Вот и в новом проекте музей продолжает миссию просвещения и миролюбия.
Проект «Десять строк. Автор всем известен», доминантой которого стали работы современных российских и зарубежных художников, уже дебютировал в г. Казань. Выставку посетили более 50 000 человек.
По замыслу мы выбрали трех современных авторов и предложили им по одной теме – исламские, иудейские и христианские заповеди. Поскольку авторство этих строк, согласно Священным Писаниям, одно, то по своему содержанию и количеству они во многом совпадают. Их десять.
В течении года художники погружались, размышляли над темой, искали образы, создавали произведения. В результате родились 3 серии по 10 листов, выполненные в графике – бумага, тушь, пастель, карандаш.
Известный израильский художник Макс Эпштейн создал серию «Красные коровы». Смыслы текста раскрываются через происходящее с Красными Коровами, жертвенными животными Иудейского Храма. Положение Жертвы принимается или отвергается самими животными. Люди, присутствующие в композициях существуют почти в параллельном мире. Они почти абстрактны, как каллиграфический текст самого языка иврит. Текст Торы и самих заповедей архаичный. Он лаконичный, даже брутальный и поэтому нуждается в комментариях. Присутствие людей в происходящем с Красными коровами и является своего рода комментарием.
Известный художник дагестанского происхождения, работающий в Москве, известный мастер боевых искусств, каллиграфии Джамал Аджигирей создал серию пастелей, сквозным элементом в которых выступают руки человека. Руки как средство и способ деяния человека. Серия в целом она тонко, но точно вскрывает основные пороки и грехи человеческие. Одновременно выступая красноречивым наставлением человеку. Построенные на символах и метафорах, работы имеют очень мощное воздействие.
Известный художник и дизайнер, педагог из Майкопа Татьяна Ваганова выбрана была также не случайно. Ее творчество отличается мощным и весьма выразительным языком использования метафор, рассуждений, откровений. Глубоко думающий автор, она создала серию для проекта используя самые простые материалы – бумагу и карандаш, как отсыл к тому – что все в мире должно быть просто и честно. А образ репейника как кара, укол, удар за несоблюдение заповедей и предупреждение одновременно. Работы Т. Вагановой очень условны, но одновременно считываются и угадываются в каждом листе конкретной заповедью.
Выставка уникальная, работы созданы специально под проект, состоит из трех очень разных по стилю, исполнению и трактовке общей темы серий трех авторов. И это было целью. Ибо Бог един, он в нас и над нами и «Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди».
Руководитель проекта – Гасанова Диана, директор музея
Куратор проекта – Дагирова Джамиля
Идея – Мурадов Андроник, зав. выставочным отделом
Художники – Макс Эпштейн, Джамал Ажигирей, Татьяна Ваганова
Проект исполнен в рамках Гранта Главы РД в области культуры и искусства за 2019г.
Контакт:+7 (919) 425-90-14 Ирина