«Монтаж аттракционов» Сергея Эйзенштейна
Сегодня исполнилось 125 лет со дня рождения великого советского режиссера и теоретика кино Сергея Эйзенштейна
Фильмы Эйзенштейна – «Броненосец «Потемкин», «Октябрь», «Александр Невский», «Иван Грозный» – стали классикой мирового кино, заложившей основы современного киноискусства.
Но творческий путь великого режиссера не был легким: он не смог осуществить большую часть замыслов и не раз подвергался травле по идеологическим мотивам.
Сергей Эйзенштейн родился в интеллигентной зажиточной семье, до революции его отец был городским архитектором в Риге. Маленький Сережа получил хорошее домашнее образование: несколько языков, верховая езда, игры на рояле. Он с детства увлекался фотографией и рисовал карикатуры.
Когда в 1917 году случилась революция — сначала Февральская, затем Октябрьская — революционные перемены он поддержал. Впоследствии, Сергей Эйзенштейн часто повторял, что именно революция сделала его художником, иначе ему бы пришлось стать архитектором – продолжить профессиональный путь от отца к сыну.
Творческую карьеру режиссера Эйзенштейн начал в рабочем театре Пролеткульта. Все классические произведения он превращал в «монтаж аттракционов» – сцена превращалась в цирковой манеж, где актеры танцевали над головами зрителей на тросе. Это был совершенно небывалый для того времени подход к театральному искусству, зрители были шокированы. Но такой оригинальный и смелый подход был вполне тождественен революционным изменениям, пронизавшим все сферы жизни нового общества.
«Монтаж» театральных постановок обратился в монтаж уже кинематографический. Сначала Сергей Эйзенштейн перемонтировал дореволюционные фильмы других режиссеров, а затем начал снимать собственные картины, и необычно подходить к их монтажу. Он стал первым , кто предложил воздействовать на чувства аудитории за счет показа объектов и символов на экране в столкновении.
В одной из своих теоретических работ «Четвертое измерение кино» Эйзенштейн выделил пять новых видов монтажа: метрический, ритмический, тональный, обертонный и интеллектуальный. Впоследствии его теория монтажа («монтаж аттракционов») легла в основу мирового кинопроизводства. Столкновение изображений-символов в одном кадре, и удачное их соединение при помощи монтажа стало классикой операторского искусства и искусства монтажа в мирового кинематографе.
Значительная часть работ режиссера была посвящена революционным событиям, в том числе, первой русской революции 1905 года — кинофильмы «Стачка» и «Броненосец Потемкин». Но его исторические картины «Иван Грозный» и «Александр Невский» также признаны классикой мирового кинематографа.
Сергей Эйзенштейн был также и теоретиком киноискусства — в качестве профессора ВГИКа он передавал опыт своим ученикам.
Лауреат двух сталинских премий I степени, заслуженный деятель искусств, тем не менее, он на собственном опыте познал горечь опалы, незаслуженной критики и гонений.
Несмотря на сложный творческий пути, фильмы Сергея Эйзенштейна многократно признаны киношедеврами, и имя его навсегда вписано в мировую историю театрального и киноискусства.