Нартская яблоня, надочажная цепь, огонь и свет – основные символы в постановке «Солярис.2»
Космический балетный спектакль «Солярис.2» на сцене филиала Мариинского театра во Владикавказе.
25 мая состоялся пресс-показ интерактивного балетного спектакля «Солярис.2» в хореографии Юрия Смекалова. «Солярис.2» — это новая версия спектакля «Солярис», созданного в 2018 году творческим объединением Юрия Смекалова MAD Company и драматическим театром «Приют комедианта» (Санкт-Петербург). В основу постановки лег один из главных научно-фантастических романов XX века — одноименное произведение Станислава Лема.
В новой версии Юрий Смекалов сохранил основную хореографическую структуру, куда органично ввел содержание осетинского нартского эпоса, обнаружив связь между ним и знаменитым фантастическим романом. В этом спектакле получили отражение такие яркие символы из эпоса, как огонь, свет, надочажная цепь, солнцестояние, нартская яблоня.
По словам хореографа-постановщика Юрия Смекалова, этот спектакль поставили 5 лет назад, но сегодня, благодаря взаимодействию с труппой Филиала – это превратилось совершенно в иную работу, которая теперь имеет новые смыслы.
«Перед тем как мы начали работать над этим спектаклем, все артисты прочитали произведение и написали эссе, посмотрели экранизации. Здесь все построено на символах, каких-то ассоциациях, размышлениях, иногда абсолютно нелогичных, но все ради поиска истины структуры Соляриса», – отметил Смекалов.
Подобную балетную постановку Осетия встречает впервые. «Солярис.2» – это что-то новое и неизведанное. Главный балетмейстер театра Валерий Суанов, уверен, что осетинский зритель с удовольствием и большим интересом примет спектакль.
«На самом деле, это та ступенька, которую я ждал, это отправная точка к чему-то большему. Я очень сильно боялся этого проекта, так как – это новая лексика, которую осваивают мои артисты. Не то чтобы я в них сомневался, а больше боялся сложностей, с которыми мог столкнутся режиссер-постановщик. Но на моих глаза они очень сильно выросли ментально, я увидел в них других артистов»,- рассказал Суанов.
Вкрапления Нартского эпоса в балет сыграли важную роль. Эта тема очень близка осетинскому зрителю. Каждый символ несёт в себе определенный смысл, который для каждого человека имеет что-то свое. Так и здесь, дерево, представленное и на афише спектакля, и в самой постановке имеет не менее важное значение.
«Любая постановочная работа предполагает некие сюрпризы, особенности. Дерево изначально было в нашем спектакле, но когда я приехал сюда (во Владикавказ прим.ред.), и благодаря уже осетинским друзьям и коллегам, познакомился с Нартским эпосом, то понял, насколько все в мире взаимосвязано, и как много символов эпоса в нашем спектакле. Я уверен, что в этом дереве вы увидели Нартскую яблоню, и шары (красно-белые) – как нартские яблоки, потому что, откусив белую часть – рождается девочка, откусив красную – рождается нартский богатырь. Соответственно, и свет и огонь тоже являются символами эпоса. Свет – является главным действующим лицом в спектакле, а цепь, на которую вешали скафандры – это символ надочажной цепи», – поделился хореограф-постановщик.
Премьерные показы спектакля будут идти три дня, и за это время сменятся три состава артистов. По словам Юрия, все артисты очень разные, и каждый по-своему прочитывает роль. «И что мне нравится – они абсолютно индивидуальны, и каждый по-своему ощущает те основные триггерные точки, которые мы перед ними ставим».
В заключение, Валерий Суанов поделился своими впечатлениями и ожиданиями от грядущей премьеры.
«Тема специфическая. Это новая страница в становлении нашей труппы, я думаю, когда пройдут премьерные спектакли, то интерес к спектаклю вырастет в разы. Эта ступенька даст нашему театру и артистам большую отправную точку. Я ожидаю, что зритель тоже трансформируется и немного поменяются вкусы. Зрители захотят узнать что-то новое, кто-то захочет прочитать произведение, посмотреть фильм»,- отметил Суанов. По его словам, это будет очень большой успех и интерес к спектаклю будет только возрастать».