09 июля в Северной Осетии будут отмечать Хетæджы дзуары бон
В небольшой роще в Алагирском районе РСО-Алания находится святилище-Хетæджы Уастырджийы къох. Ежегодно здесь отмечают день Уастырджи, который помог Хетагу.
В горской мифологии Хетаджы дзуар (Роща Хетага) – аграрное божество, посылающее урожай хлебных злаков, а также покровитель путников и воинов. ( Калоев Б.А.. Мифы Мира. Энциклопедия. М., т.2, 1992). Эта уникальная роща-святилище – своеобразный «сад Эдема», памятник живой природы и духовной культуры горского народа.
Веками у горского народа существовало поверье, что в роще каждое дерево наделено чувством понимать добро и зло, любовь и равнодушие, что и помогло сохранить этот участок леса в первозданном виде. З.Салагаева (1959) отмечает, что, по верованиям осетин, роща Хетага считалась священной. Под угрозой смерти, несчастия и слепоты из неё даже веточку никто не выносит. По поверью молитву в Роще Хетага возносили, держа в руках чашу, наполненную водой из родника на юго-западном краю рощи. Сейчас, родник высох…
Женщины, девушки, семейные мужчины, а тем более старики в Рощу не ходили. Только молодые парни. Тайно приходят матери помолиться и попросить удачи для своих детей, но внутрь Рощи не входят.
В Рощу нельзя заходить с оружием, ломать ветки, нельзя громко разговаривать, шуметь, жечь огонь, ссориться. В Роще Хетага нельзя оставаться после заката солнца. В давние времена в Рощу Хетага приходили выкупавшись, во всем чистом и новом, у самой дороги спешивались, привязывали лошадь (никогда не было случая, чтобы лошадь пропала) и к роще Хетага шли босиком и молча, молитвы также были немногословны.
Основное общение с Высшей Силой — Покровителем Хетага происходило в форме внутреннего диалога с Ним. В Священной роще никогда не разводили огонь. «Арт – бæлас сафæг у» (осет.) — Огонь губит дерево.