Создание единого государственного учебника истории- большое достижение отечественного образования, — Ибрагим Багаев
С 1 сентября все старшеклассники начнут учиться по новым учебникам истории. Госучебник – результат объединения и доработки 2-х лучших линеек, труд десятков профессионалов. Учебник создавался с учетом современных технологий (электронная версия, QR-коды, ведущие на архивы, документы, сайты музеев и органов власти, фильмы, книги).
Однако, учебники уже успели раскритиковать, причем даже не читая. На критику в своей статье ответил член научного совета РВИО и соавтор единого госучебника по истории Юрий Никифоров.
По его словам, критики в основном пытаются оказывать психоэмоциональное влияние на аудиторию. Причем делают это за счет политизированной и субъективной оценки тех фактов, которые просто излагаются в учебниках. В отличие от критиков, учебник не навязывает старшекласснику ту или иную оценку происходившего в России и в мире в XX веке, тем самым давая ему возможность для самостоятельного осмысление исторических событий.
Никифоров также отмечает в своей статье, что критики полностью игнорируют наличие в учебнике методического аппарата (вопросов и заданий для самостоятельной работы, ссылок на дополнительные ресурсы и источники информации).
«А именно эта составляющая учебника ответственна за решение задач по формированию познавательной самостоятельности школьников, выработке навыков критического мышления», – пишет ученый.
Еще одна особенность нового учебника – уход от европоцентризма. Теперь в нем много рассказывается о Китае, Индии, Японии. Даже впервые присутствует Африканский континент, появились разделы о Латинской Америке.
С мнением согласен и историк из Северной Осетии Ибрагим Багаев.
«Создание единого государственного учебника истории — это, большое достижение отечественного образования, создание единого образовательного пространства, единой образовательной среды невозможна без единого государственного учебника. Ключевым достижением новых учебников истории считаю отход от принципа европоцентризма. Когда изучение курса всеобщей истории строилось вокруг истории европейских государств и очень вскользь и мало затрагивалась истории стран Азии, Африки, Латинской Америки. Теперь же обновленный учебник Всеобщей истории под редакцией Академика Чубарьяна по праву можно считать цивилизационным учебником, где факты, изложены не с точки зрения идеологической подоплеки, а с точки зрения принципа историзма», отметил Багаев.
Также учебник ценен тем, что изучение истории России происходит синхронно со всеобщей историей, что дает школьникам больше понимания общих процессов в мире.